Гении композиторской школы Санкт-Петербурга. XX век: Прокофьев, Шостакович.
Вдогонку прошедшему концерту 28.03.2017 (вторник), посвященному творчеству Прокофьева и Шостаковича.
Начало в 12-10, время классного часа
Место проведения –БКЗ.
Гении петербургской композиторской школы первой половины ХХ века –Стравинский, Прокофьев, Шостакович –принадлежат к числу часто исполняемых композиторов, не перестают быть объектом исследовательского внимания, побуждают к новым и новым дискуссиям. В наше время, когда с каждым годом все острее становится вопрос о преемственности композиторских школ в непрерывно меняющемся музыкальном мире, ясно, что отечественные молодые композиторы, как бы потом ни сложилась их творческая дорога, неизменно проходят через тесное общение с великими новаторами прошедшего века.
Символично, что в нынешнем, 2017 году, объявленном годом Стравинского, прошел наш концерт из произведений Прокофьева и Шостаковича. Концерт объединил музыку двух композиторов, во многом различных между собой в музыкальных пристрастиях. Например, для Прокофьева балеты стали альфой и омегой творчества, для Шостаковича –поводом создать искрометный музыкально-танцевальный дивертисмент. Симфонии для Шостаковича –это крик души, для Прокофьева во многом –дань мастерству гениев прошлых эпох и возможность воплотить свои мелодические идеи. Шостакович иной раз играл в четыре руки с великим Львом Обориным знаменитые одесские песни -Прокофьев не признавал кафе-шантанной музыки ...хотя отчасти «образы врага» из «Александра Невского» все же имеют еле заметный оттенок кабаретнойтанцевальности.
Да и в увлечениях, не связанных напрямую с музыкой, композиторы были различны. Прокофьев наслаждался шахматной игрой, Шостакович- футболом.
Но сроднила их не только петербургская школа, но и Время: ХХ век –«волкодав», по слову Мандельштама, бросавшийся со всей жестокостью вовсе не на волков. Прокофьев и Шостакович смогли отразить свое время –отразить во всех смыслах,
включая и зеркальное отражение, и отражение атаки –каждый по-своему: Прокофьев – ярким светом своих созвучий, горящих ровным пламенем несмотря ни на что; Шостакович – мощью мысли, способной победить насилие, страдание и даже смерть.
Скажу без ложной скромности: это лучший концерт, который мне когда-либо доводилось вести. В нем участвовали превосходные музыкантры: преподаватели, студенты. Иначе и быть не могло: сама музыка, экзистенциалистски сложная, наполненная звуками времени ее создания, просто не позволила бы исполнить ее иначе, как выше всех похвал.
Концерт открылся первой частью Сонаты для виолончели и фортепиано.. Прокофьева. Ее исполнил камерный ансамбль : Марина Алексеевна Лучанинова (фортепиано) и Александр Леонтьевич Третьяков (виолончель)
Первая часть. Второй сонаты для фортепиано Шостаковича, полной трагических «военных» нот , прозвучала в исполнении СветланыСергеевны Тарасовой. Студент четвертого курса Андрей Жуков , ученик Светланы Сершеевны. исполнил один из лучших минициклов ор. 87 Шостаковича: «петербургскую» прелюдию и фугу соль минор. Самым веселым произведением концерта стал романс «Пробуждение весны» из цикла «Сатиры» на стихи Саши Черного. Персонаж романса –орущий от мартовской радости котяра- на какое-то мгновение возвысился над философскими безднами шостаковического музыкального потока.
Исполнила «Пробуждение весны» замечательная Вера Николаевна Терехова (вокал). Ей аккомпанировала студентка четвертого курса фортепианного отделения Ксения Сторожева. Романс был пройден в классе преподавателя Ольги Владимировны Букша.
Вторая часть концерта была посвящена исключительно музыке Прокофьева, «ребенка богов», по выражению константина Бальмонта, посвятившего композитору немало вдохновенных строк.
Шестую часть кантаты «Александр Невский»- «Мертвое поле» -исполнила студентка четвертого курса вокального отделения Дарья Баруздина, обучающаяся в классе преподавателя Кристины Юрьевны Новак. Концертмейстер Ольга Валентиновна Шаповалова.
Романс «Настоящая нежность» из цикла на стихи Анны Ахматовой прозвучал в исполнении Веститы Кричагиной, студентки Веры Николаевны Тереховой. Концертмейстер номера - Лидия Николаевна Калачева.
Блистательное « Наваждение» исполнила студентка третьего курса фортепианного отделения Екатерина Руденко, класс преподавателя Светланы Сергеевны Тарасовой.
Финалом концерта стала первая часть Шестой фортепианной сонаты Прокофьева. Ее показала слушателям студентка 3-го курса Ростовской консерватории Валентина Шаповалова, наша выпускница, дочь Ольги Валентиновны Шаповаловой. Сейчас Валентина Шаповалова обучается в классе преподавателя консерватории Софьи Мироновны Бугаян.
С.В.Надлер, кандидат искусствоведения,
преподаватель ПЦК "Теория музыки "
ГБПОУ РО"Таганрогский музыкальный колледж"
Таганрог 2017