ТМК
Поиск

Методика, статьи

Главная » Статьи » Это интересно » Учебники [ Добавить статью ]

И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин, В. Соколов Учебник гармонии
 
            Настоящее издание выходит с рядом достаточно существенных до­полнений и некоторых, более частного порядка, изменений по сравнению с предыдущим изданием, но при сохранении основных теоретических по­ложений, методических установок и общих учебно-тренировочных зада­ний, согласованных со всеми членами авторского коллектива.

            Изменения, внесенные нами в текст настоящего издания, коснулись содержания и объема отдельных тем формулировки ряда положений, понятий и определений, дальнейшей рационализации всех практических заданий, включая подбор образцов из музыкальной литературы для гар­монического анализа, цитирования и пр.

            Чтобы усилить желательную практическую эффективность учебника в целом, мы признали необходимым и целесообразным увеличить прежде всего общее количество практических заданий по всем видам гармонических работ, а именно: гармонизации, доразвитию, гармо­ническому варьированию, анализу, подбору цитат, тренировке на фор­тепиано. При пересмотре и изменении состава приводимых образцов музыкальной литературы удалось несколько увеличить количество при­меров из русской музыкальной классики и творчества советских компо­зиторов.                                              

            В настоящем издании практически сложная и трудная тема, посвя­щенная диатоническим ладам в русской музыке, значительно расширена и методически более разработана, что должно, по нашему мнению, уси­лить ее значение и роль.

            В сущности, той же цели — усиления практической эффективности учебника в педагогическом процессе—служат новые темы и допол­нения, внесенные в содержание данного издания.

Впервые в учебнике вводится тема, в которой освещаются неко­торые важнейшие вопросы гармонического анализа и описы­ваются его приемы и задачи. Отсутствие такой практически очень су­щественной темы в наших предшествовавших изданиях было несомнен­ным пробелом учебника.

            В особом дополнении (предлагаемом также впервые) даны специаль­но составленные контрольные задачи на гармонизацию более свободных по плану и широких по масштабу мелодий для проверки уменья уча­щихся пользоваться успешно и по своей инициативе всеми пройден­ными в курсе гармоническими средствами.

            В соответствии с методическими задачами и традициями предыду­щего издания в настоящем издании примеры гармонизации (частично умноженные) выписаны без функциональных расшифровок (обозначе­ний). Сделано это для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно разобраться в том комплексе гармонических приемов и средств, ко­торыми им предстоит пользоваться при решении ближайшей группы за­дач. В данном издании, как и в предшествующих, мелодии и басы для гармонизации частично заимствованы из других учебных пособий.

            В связи с тем, что учебник может представлять интерес не только для студентов, но и педагогов, авторы сочли целесообразным ввести ряд примечаний и дополнений мелким шрифтом, в них затронуты более частные, более редкие или более детализированные моменты гармони­ческого склада. Наконец, вниманию педагогов предлагается данный в конце книги список полезной учебно-педагогической литературы, раз­нообразный по тематике и жанру.

            Авторы отмечают, что «Учебник гармонии» отнюдь не может слу­жить пособием для самообразования и предназначается только для про­хождения курса гармонии под руководством педагога. В связи с этим авторы допускают  возможность небольших изменений в порядке прохождения курса. В первую очередь это может коснуться разде­ла неаккордовых звуков и «неаполитанской субдоминанты» (можно дать раньше), а также диатонических ладов в русской музыке (можно позднее) Однако такие отступления связываются с конкретной об­становкой и допустимы только при наличии большого опыта у педа­гога.

            В заключение авторы еще раз констатируют, что настоящее издание «Учебника гармонии» при всех вышеперечисленных дополнениях и изме­нениях является все же не новым трудом, а лишь очередным и переработанным переизданием книги, вышедшей в свет еще двадцать лет тому назад и отразившей практический опыт преподавания гармонии ряда профессоров Московской консерватории

            Один принципиальный вопрос выносим в особый раздел этого пре­дисловия — вопрос об основных закономерностях ладо-гармонического языка.

             В «Учебнике гармонии» много цитат из музыкальной литературы различных эпох, школ и направлений. Но в подборе примеров и образцов мы стремились по возможности опираться на тот живой комп­лекс ладогармонических средств, которые являются характерными и бытующими в музыкальном творчестве преобладающего большинства национальностей на протяжении последних двух столетий.

            Этот комплекс гармонических средств и приемов с полной убеди­тельностью указывает на наличие общих закономерностей в гармонии, гармоническом изложении, которые смогли найти свое проявление в реалистической музыке целого ряда национальных школ.  Тем самым можно утверждать, что эти общие закономерности гармонии приобрели уже интернациональное значение и их изучение и понимание является безусловно обязательным для каждого образованного и культурного музыканта.

             Однако общность таких закономерностей гармонического языка не препятствовала очень интенсивному (и всегда индивидуальному) разви­тию гармонического мышления отдельными представителями националь­ных школ и вовсе не тормозила выявление самобытных ладо-гармонических черт в творчестве тех или иных национальных музыкаль­ных культур, что особенно ярко наблюдалось в музыке XIX века.

 
  
           В естественной связи с этими предпосылками основные общетеорети­ческие положения, музыкальные цитаты, образцы для гармонического анализа и все виды письменных заданий на усвоение гармонии в настоя­щем учебнике направлены именно на то, чтобы облегчить студен­там овладение этими основными гармоническими за­кономерностями, которые характеризуют общий процесс станов­ления и развития ладо-гармонического начала.

 

Москва, март 1955 г.

Авторы





Источник:
Категория: Учебники | Добавил: Admin (19.06.2010) | Автор: И.Дубовский, С.Евсеев, И.Способин E W
Просмотров: 6620 | Комментарии: 0 | Теги: | Рейтинг: /
Всего комментариев: 0
Архив новостей
книги, журналы [4]
статьи [4]
Учебники [3]
В помощь студенту
Новости ТМК
[16.05.2022][Студентам]
Расписание летней сессии студентов 1-3 курсов
[16.05.2022][Новости]
Студенческие новости. Выпуск 4
[06.05.2022][Концерты]
Концерты класса Светланы Сергеевны Тарасовой
[05.05.2022][Студентам]
Зачёт по музыкальной журналистике
[02.05.2022][Новости]
Студенческие новости. Выпуск 3
[30.04.2022][Конкурсы]
Всероссийский конкурс хоровых дирижеров им. С.В. Попова
[29.04.2022][Концерты]
Концерт педагогической практики
[28.04.2022][Конкурсы]
IV Всероссийский конкурс дирижеров-студентов средних специальных учебных заведений
[27.04.2022][Конкурсы]
"Студенческая весна 2022"
[26.04.2022][Концерты]
Отчетный концерт специальности "Сольное и хоровое народное пение"
[25.04.2022][Новости]
Студенческие новости. Выпук 2.
[22.04.2022][Конкурсы]
Открытый региональный конкурс, г. Ставрополь
[21.04.2022][Новости]
Студенческие новости. Выпуск 1.
[19.04.2022][К сведению]
19 апреля - День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны
[16.04.2022][Концерты]
Отчетный концерт специальности "Оркестровые струнные инструменты"
[15.04.2022][Концерты]
Отчетный концерт специальности "Оркестровые духовые инструменты"
[14.04.2022][Концерты]
ОТЧЕТНЫЙ КОНЦЕРТ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФОРТЕПИАНО»
[12.04.2022][Концерты]
Концерт Максима Казакова
[11.04.2022][Концерты]
Мастер-класс Т.Г. Пащенко
[10.04.2022][Конкурсы]
Победа в Областном конкурсе творческих работ «Вишневый сад» по литературе
Вернуться на главную страницу сайта ТМК

ГБПОУ РО "Таганрогский музыкальный колледж"© 1960 - 2022