Изменения,
внесенные нами в текст настоящего издания, коснулись содержания и объема отдельных
тем формулировки ряда положений, понятий и определений, дальнейшей
рационализации всех практических заданий, включая подбор образцов из
музыкальной литературы для гармонического анализа, цитирования и пр.
Чтобы усилить
желательную практическую эффективность учебника в целом, мы признали
необходимым и целесообразным увеличить прежде всего общее количество
практических заданий по всем видам гармонических работ, а именно: гармонизации,
доразвитию, гармоническому варьированию, анализу, подбору цитат, тренировке на
фортепиано. При пересмотре и изменении состава приводимых образцов музыкальной
литературы удалось несколько увеличить количество примеров из русской
музыкальной классики и творчества советских композиторов.
В настоящем
издании практически сложная и трудная тема, посвященная диатоническим ладам в
русской музыке, значительно расширена и методически более разработана, что
должно, по нашему мнению, усилить ее значение и роль.
В сущности, той
же цели — усиления практической эффективности учебника в педагогическом
процессе—служат новые темы и дополнения, внесенные в содержание данного
издания.
Впервые в
учебнике вводится тема, в которой освещаются некоторые важнейшие вопросы
гармонического анализа и описываются его приемы и задачи. Отсутствие такой
практически очень существенной темы в наших предшествовавших изданиях было
несомненным пробелом учебника.
В особом дополнении
(предлагаемом также впервые) даны специально составленные контрольные задачи
на гармонизацию более свободных по плану и широких по масштабу мелодий для
проверки уменья учащихся пользоваться успешно и по своей инициативе всеми
пройденными в курсе гармоническими средствами.
В соответствии с
методическими задачами и традициями предыдущего издания в настоящем издании
примеры гармонизации (частично умноженные) выписаны без функциональных
расшифровок (обозначений). Сделано это для того, чтобы учащиеся могли
самостоятельно разобраться в том комплексе гармонических приемов и средств, которыми
им предстоит пользоваться при решении ближайшей группы задач. В данном
издании, как и в предшествующих, мелодии и басы для гармонизации частично
заимствованы из других учебных пособий.
В связи с тем, что учебник
может представлять интерес не только для студентов, но и педагогов, авторы
сочли целесообразным ввести ряд примечаний и дополнений мелким шрифтом, в них
затронуты более частные, более редкие или более детализированные моменты
гармонического склада. Наконец, вниманию педагогов предлагается данный в конце
книги список полезной учебно-педагогической литературы, разнообразный по
тематике и жанру.
Авторы отмечают,
что «Учебник гармонии» отнюдь не может служить пособием для самообразования и
предназначается только для прохождения курса гармонии под руководством
педагога. В связи с этим авторы допускают
возможность небольших изменений в порядке прохождения курса. В первую
очередь это может коснуться раздела неаккордовых звуков и «неаполитанской
субдоминанты» (можно дать раньше), а также диатонических ладов в русской музыке
(можно позднее) Однако такие отступления связываются с конкретной обстановкой
и допустимы только при наличии большого опыта у педагога.
В заключение
авторы еще раз констатируют, что настоящее издание «Учебника гармонии» при всех
вышеперечисленных дополнениях и изменениях является все же не новым трудом, а
лишь очередным и переработанным переизданием книги, вышедшей в свет еще
двадцать лет тому назад и отразившей практический опыт преподавания гармонии
ряда профессоров Московской консерватории
Один
принципиальный вопрос выносим в особый раздел этого предисловия — вопрос об
основных закономерностях ладо-гармонического языка.
В «Учебнике
гармонии» много цитат из музыкальной литературы различных эпох, школ и направлений.
Но в подборе примеров и образцов мы стремились по возможности опираться на тот
живой комплекс ладогармонических средств, которые являются характерными и
бытующими в музыкальном творчестве преобладающего большинства национальностей
на протяжении последних двух столетий.
Этот комплекс гармонических средств
и приемов с полной убедительностью указывает на наличие общих закономерностей в гармонии,
гармоническом изложении, которые смогли найти свое проявление в реалистической
музыке целого ряда национальных школ.
Тем самым можно утверждать, что эти общие закономерности гармонии
приобрели уже интернациональное значение и их изучение и понимание является
безусловно обязательным для каждого образованного и культурного музыканта.
Однако общность таких закономерностей
гармонического языка не препятствовала очень интенсивному (и всегда
индивидуальному) развитию гармонического мышления отдельными представителями
национальных школ и вовсе не тормозила выявление самобытных ладо-гармонических
черт в творчестве тех или иных национальных музыкальных культур, что особенно
ярко наблюдалось в музыке XIX века.
В естественной связи с этими
предпосылками основные общетеоретические положения, музыкальные цитаты,
образцы для гармонического анализа и все виды письменных заданий на усвоение
гармонии в настоящем учебнике направлены именно на то, чтобы облегчить студентам
овладение этими основными гармоническими закономерностями, которые
характеризуют общий процесс становления и развития ладо-гармонического начала.
Москва, март 1955
г.
Авторы