Многие кларнетисты - исполнители в своей исполнительской практике сталкивались с определёнными трудностями звуковысотного интонирования в верхних регистрах инструмента. Зачастую это происходит из-за конструктивных особенностей кларнетов того или иного завода изготовителя. В исправлении этих недостатков и должны послужить аппликатурные комбинации данного пособия. Но прежде хотелось бы разобраться в определении диапазонов современного кларнета. Нужно отметить, что в разнообразной литературе, посвящённой кларнету, вопрос о регистрах, трактуется по-разному, причём это относится как к классификации регистров, так и к их звуковым объёмам. Мне кажется, что при определении границ регистров у современного кларнета следует исходить из акустических особенностей самого инструмента, где октавное передувание, свойственное другим духовым инструментам, у кларнета заменено передуванием на дуодециму, тем самым расширяя границы регистров. Весь диапазон современного кларнета поделён на четыре регистра: нижний, средний, высокий и высший. · Нижний регистр кларнета (имеющий так же названия шалюмо и медиум) охватывает диапазон от Ми малой до Си бемоль первой октавы, хотя в специальной литературе существует несколько мнений в определении верхней границы нижнего регистра: у Бермана она определяется звуком Ре первой октавы , у Римского-Корсакова - звуком До и т. д. Нелогично выделение и отрезка верхней части этого диапазона в средний или промежуточный регистр, так как эти четыре - пять звуков относятся к наименее удачным в тембральном и динамическом отношениях. Нижний регистр обладает сочной, бархатистой и драматически - напряжённой звучностью. · Средний регистр кларнета (а так же кларино или клерон) определяется границами от Си первой до До третьей октавы. Особенностью его является то, что все звуки входящие в него исполняются с помощью передувания звуков нижнего регистра, при полном сохранении аппликатуры, вверх на чистую дуодециму, т. е. квинту через октаву. Все звуки входящие в этот регистр обладают мягким, серебристым звуком. · Высокий регистр кларнета (по мнению французского кларнетиста и композитора Г.Э. Клозе - егу) начинается с До диез и заканчивается Соль - третьей октавы. Эти звуки построены на аппликатуре с использованием пятых обертонов. Они звучат более резко и напряжённо, хотя в сольной и оркестровой литературе этот регистр кларнета используется достаточно часто. · Высший регистр кларнета являясь продолжением высокого включает в себя крайние верхние звуки: Соль диез третьей - Ре, Ре диез четвёртой октавы. Они отличаются наибольшей резкостью, пронзительностью и силой звучания. В исполнительской практике применяются довольно редко, обычно с целью достижения характерных, красочных эффектов. Аппликатура высокого и высшего регистров кларнета требует более сложной координации пальцевых движений. Сравнительная сложность аппликатуры самых высоких звуков кларнета в процессе их извлечения дополняется трудностями амбушюрного порядка, так как играющему необходимо не только чётко координировать сложные движения пальцев, но и заметно усиливать напряжение губ и дыхания. Теперь хотелось бы поподробнее остановиться на аппликатуре высоких звуков при игре на кларнете: 1. Извлекается как Ми второй октавы, приподняв с первого отверстия указательный палец левой руки. 2. Извлекается как Фа диез первой октавы с открытым клапаном дуодецимы. 3. Извлекается как До третьей октавы с открытием указательным пальцем правой руки двух нижних боковых трельных клапанов верхнего колена. 4. Извлекается как Ре второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки и нажатием на клапан Соль диез первой октавы. 5. Извлекается как Ми второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки. 1. Извлекается как Фа второй октавы, приподняв с первого отверстия указательный палец левой руки. 2. Извлекается как Си второй октавы с одновременным нажатием на клапан Соль диез первой октавы. 3. Извлекается как Соль первой октавы с открытым клапаном дуодецимы. 4. Извлекается как До второй октавы с открытием звуковых отверстий под указательным пальцем левой руки и безымянным правой. 5. Извлекается как Ми второй октавы, приподняв указательный палец левой руки со звукового отверстия и открыв клапан Соль диез первой октавы. 6. Извлекается как Ре второй октавы открыв звуковые отверстия под указательным пальцем левой руки и клапаном Ля первой октавы. 7. Извлекается как До второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки. 8. Извлекается как Фа второй октавы открыв звуковое отверстие большим пальцем левой руки. 1. Извлекается как Фа диез второй октавы с приподнятым со звукового отверстия указательным пальцем левой руки. 2. Извлекается как Фа второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки и одновременно нажав трельный клапан безымянным пальцем правой руки. 3. Извлекается как Ми бемоль второй октавы открыв звуковые отверстия указательным пальцем левой руки и указательным и средним пальцами правой. 4. Извлекается как До третьей октавы с одновременным нажатием указательным пальцем правой руки второго сверху бокового трельного клапана верхнего колена. 5. Извлекается с помощью открытия клапана дуодецимы и клапана Соль диез первой октавы. 6. Извлекается как Ми второй октавы с одновременным открытием первого звукового отверстия верхнего колена указательным пальцем и нажатием на клапан Ля первой октавы. 7. Извлекается как Фа диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки. 8. Извлекается как Фа второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки и нажатием трельного клапана безымянным пальцем правой. Звук
Ми
третьей октавы берётся такой аппликатурой:
1. Извлекается как Соль второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки. 2. Извлекается как Соль второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки. 3. Извлекается как Соль первой октавы с открытым клапаном дуодецимы и верхним, боковым трельным клапаном верхнего колена указательным пальцем правой руки. 4. Извлекается с помощью открытых клапанов дуодецимы и Ля первой октавы. 5. Извлекается как До диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки. 6. Извлекается как До диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки. Звук
Фа третьей октавы берётся следующей аппликатурой:
1. Извлекается как Соль диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки. 2. Извлекается как Соль диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки. 3. Извлекается Ми бемоль второй октавы с одновременным нажатием мизинца левой руки на клапан До диез первой октавы (Соль диез второй октавы). 4. Извлекается как Соль второй октавы с открытием первого сверху бокового трельного клапана верхнего колена. 5. Извлекается как Ля второй октавы передувая на более высокий обертон. 6. Извлекается как Соль второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки и нажатием на нижний боковой трельный клапан указательным пальцем правой. 7. Извлекается как Соль второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки и нажатием на нижний трельный клапан указательным пальцем правой. 1. Извлекается как Ля второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки. 2. Извлекается как Ля второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки. 3. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытым звуковым отверстием под безымянным пальцем левой руки. 4. Извлекается как Ми второй октавы с открытым звуковым отверстием под безымянным пальцем левой руки. Звук Соль третьей октавы берётся такой
аппликатурой:
1. Извлекается как Си второй октавы и открытым нижним боковым трельным клапаном указательным пальцем правой руки. 2. Извлекается как Фа второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами левой руки. 3. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами левой руки и безымянным пальцем правой. 4. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным и безымянным пальцами левой руки и безымянным пальцем правой. 5. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и безымянным пальцем правой. 6. Извлекается как До второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки. 7. Извлекается как Ля второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки и нажатием на нижний боковой трельный клапан верхнего колена указательным пальцем правой руки. 8. Извлекается как Соль диез второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным и средним пальцами левой руки. 9. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами левой руки и средним и безымянным пальцами правой. Звук Соль
диез (Ля бемоль) третьей октавы берётся следующей аппликатурой:
1. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и средним и безымянным пальцами правой руки, а также с открытием клапана До диез первой октавы (Соль диез второй октавы) мизинцем левой руки. 2. Извлекается как До диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки. 3. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и указательным и безымянным пальцами правой. 4. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и указательным и безымянным пальцами правой. 5. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и указательным и средним пальцами правой. Звук Ля третьей октавы берётся такой
аппликатурой:
1. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и указательным, средним и безымянным пальцами правой. 2. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и указательным, средним и безымянным пальцами правой. 3. Извлекается как Соль второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки и передувая на более высокий обертон. 4. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним пальцем левой руки и указательным, средним и безымянным пальцами правой. 5. Извлекается с помощью открытия клапана Ми бемоль второй октавы и закрывая одно звуковое отверстие безымянным пальцем левой руки. 6. Извлекается как Ре второй октавы с открытием звуковых отверстий под указательным и средним пальцами правой руки и большим пальцем левой. Звук Ля диез (Си бемоль) третьей октавы
берётся следующей аппликатурой:
1. Извлекается как До второй октавы с открытием звуковых отверстий под большим и указательным пальцами левой руки. 2. Извлекается как Си первой октавы с открытием звуковых отверстий под большим и указательным пальцами левой руки и одновременным открытием клапана Ля первой октавы. 3. Извлекается как Ре второй октавы с открытием звуковых отверстий под большим пальцем левой руки и указательным и средним пальцами правой с одновременным открытием мизинцем левой руки клапана Соль диез второй октавы (До диез первой октавы). 4. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и клапаном Соль диез второй октавы (До диез первой октавы). 5. Извлекается как Соль диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки. 6. Извлекается как Соль второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под большим и указательным пальцами левой руки и двумя нижними боковыми трельными клапанами указательным пальцем правой руки. Звук Си третьей октавы берётся следующей
аппликатурой:
1. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под безымянным пальцем левой руки и безымянным пальцем правой. 2. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами правой руки. 3. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами правой руки с одновременным открытием клапана До диез первой октавы (Соль диез второй октавы) мизинцем левой руки. 4. Извлекается как Ми второй октавы с открытым звуковым отверстием под безымянным пальцем левой руки с одновременным нажатием на клапан Соль диез (Ля бемоль) первой октавы указательным пальцем. 5. Извлекается как Ми второй октавы с открытым звуковым отверстием под безымянным пальцем левой руки. Звук До четвёртой октавы берётся такой аппликатурой:
1. Извлекается как Фа диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под средним пальцем левой руки. 2. Извлекается как Фа второй октавы с открытым звуковым отверстием под средним пальцем левой руки и открытием трельного клапана Фа диез второй октавы безымянным пальцем правой руки. 3. Извлекается как До диез второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами левой руки и указательным и безымянным пальцами правой руки с одновременным нажатием на трельный клапан Ми бемоль первой октавы (Си бемоль второй октавы) безымянным пальцем левой руки. 4. Извлекается как До диез второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами левой руки и указательным и безымянным пальцами правой с одновременным открыванием нижнего трельного клапана верхнего колена указательным пальцем правой руки. 5. Извлекается как До диез второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами левой руки и средним и безымянным пальцами правой с открытым клапаном До диез первой октавы (Соль диез второй октавы) мизинцем левой руки. 6. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под безымянным пальцем левой руки и безымянным пальцем правой. Звук До диез (Ре бемоль) четвёртой октавы берётся следующей
аппликатурой:
1. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытым звуковым отверстием под средним пальцем левой руки. 2. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытым звуковым отверстием под безымянным пальцем левой руки. 3. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним пальцем левой руки и указательным пальцем правой. 4. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним пальцем левой руки и указательным и средним пальцами правой руки. 5. Извлекается как До диез второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательными пальцами обеих рук. 1. Извлекается как До диез второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и безымянным пальцем правой. 2. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным и безымянным пальцами левой руки и безымянным пальцем правой. 3.
Извлекается
как До
второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой
руки и безымянным пальцем правой. | |
Категория: Методические статьи | Добавил: tagmuscol (08.03.2010) | | |
Просмотров: 13075 |