ТМК
Поиск

Методика, статьи

Главная » Статьи » Методика » Методические статьи [ Добавить статью ]

В.Н.Гержев "Аппликатурные комбинации при игре на кларнете"

Многие кларнетисты - исполнители в своей исполнительской практике сталкивались с определёнными трудностями звуковысотного интонирования в верхних регистрах инструмента. Зачастую это происходит из-за конструктивных особенностей кларнетов того или иного завода изготовителя. В исправлении этих недостатков и должны послужить аппликатурные комбинации  данного пособия.

                 Но прежде хотелось бы разобраться в определении диапазонов современного кларнета. Нужно отметить, что в разнообразной литературе, посвящённой кларнету, вопрос о регистрах, трактуется по-разному, причём это относится как к классификации регистров, так и к их звуковым объёмам.

                  Мне кажется, что при определении границ регистров у современного кларнета следует исходить из акустических особенностей самого инструмента, где октавное передувание, свойственное другим духовым инструментам, у кларнета заменено передуванием на дуодециму, тем самым расширяя границы регистров.

                   Весь диапазон современного кларнета поделён на четыре регистра: нижний, средний, высокий и высший.

·     Нижний регистр кларнета (имеющий так же названия шалюмо и медиум) охватывает диапазон от Ми малой до Си бемоль первой октавы, хотя в специальной литературе существует несколько мнений в определении верхней границы нижнего регистра: у Бермана она определяется звуком Ре первой октавы , у Римского-Корсакова - звуком До и т. д.  Нелогично выделение и отрезка верхней части этого диапазона в средний или промежуточный регистр, так как эти четыре - пять звуков относятся к наименее удачным в тембральном и динамическом отношениях. Нижний регистр обладает сочной, бархатистой и драматически - напряжённой звучностью.

·     Средний регистр кларнета (а так же кларино или клерон) определяется границами от Си первой до До третьей октавы. Особенностью его является то, что все звуки входящие в него исполняются с помощью передувания звуков нижнего регистра, при полном сохранении аппликатуры, вверх на чистую дуодециму, т. е. квинту через октаву. Все звуки входящие в этот регистр обладают мягким, серебристым звуком.

·     Высокий регистр кларнета (по мнению французского кларнетиста и композитора Г.Э. Клозе - егу) начинается с До диез  и заканчивается Соль - третьей октавы. Эти звуки построены на аппликатуре с использованием пятых обертонов. Они звучат более резко и напряжённо, хотя в сольной и оркестровой литературе этот регистр кларнета используется достаточно часто.

·     Высший регистр кларнета являясь продолжением высокого включает в себя крайние верхние звуки: Соль диез третьей - Ре, Ре диез четвёртой октавы. Они отличаются наибольшей резкостью, пронзительностью и силой звучания. В исполнительской практике применяются довольно редко, обычно с целью достижения характерных, красочных эффектов.

                 Аппликатура высокого и высшего регистров кларнета требует более сложной координации пальцевых движений. Сравнительная сложность аппликатуры самых высоких звуков кларнета в процессе их извлечения дополняется трудностями амбушюрного порядка, так как играющему необходимо не только чётко координировать сложные движения пальцев, но и заметно усиливать напряжение губ и дыхания.

                  Теперь хотелось бы поподробнее остановиться на аппликатуре высоких звуков при игре на кларнете:

 Звук  До диез (Ре бемоль) третьей октавы берётся такой аппликатурой:

1. Извлекается как Ми второй октавы, приподняв с первого отверстия указательный палец левой руки.

2. Извлекается как Фа диез первой октавы с открытым клапаном дуодецимы.

3. Извлекается как До третьей октавы с открытием указательным пальцем правой руки двух нижних боковых трельных клапанов верхнего колена.  

4. Извлекается как  Ре второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки и нажатием на клапан Соль диез первой октавы.

5. Извлекается как Ми второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки.

 Звук  Ре третьей октавы берётся такой аппликатурой:

1. Извлекается как Фа второй октавы, приподняв с первого отверстия указательный палец левой руки.

2. Извлекается как Си второй октавы с одновременным нажатием на клапан Соль диез первой октавы.

3. Извлекается как Соль первой октавы с открытым клапаном дуодецимы.

4. Извлекается как До второй октавы с открытием звуковых отверстий под указательным пальцем левой руки и безымянным правой.

5. Извлекается как Ми второй октавы, приподняв указательный палец левой руки со звукового отверстия и открыв клапан Соль диез первой октавы.

6. Извлекается как Ре второй октавы открыв звуковые отверстия под указательным пальцем левой руки и клапаном Ля первой октавы.

7. Извлекается как До второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки.

8. Извлекается как Фа второй октавы открыв звуковое отверстие большим пальцем левой руки.

 Звук  Ре диез (Ми бемоль) третьей октавы берётся следующей аппликатурой:

1. Извлекается как Фа диез второй октавы с приподнятым со звукового отверстия указательным пальцем левой руки.

2. Извлекается как Фа второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки и одновременно нажав трельный клапан безымянным пальцем правой руки.

3. Извлекается как Ми бемоль второй октавы открыв звуковые отверстия указательным пальцем левой руки и указательным и средним пальцами правой.

4. Извлекается как До третьей октавы с одновременным нажатием указательным пальцем правой руки второго сверху бокового трельного клапана верхнего колена.

5. Извлекается с помощью открытия клапана дуодецимы и клапана Соль диез первой октавы.

6. Извлекается как Ми второй октавы с одновременным открытием первого звукового отверстия верхнего колена указательным пальцем и нажатием на клапан Ля первой октавы.

7. Извлекается как Фа диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки.

8. Извлекается как Фа второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки и нажатием трельного клапана безымянным пальцем правой.

Звук  Ми третьей октавы берётся такой аппликатурой:

1. Извлекается как Соль второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки.

2. Извлекается как Соль второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки.

3. Извлекается как Соль первой октавы с открытым клапаном дуодецимы и верхним, боковым трельным клапаном верхнего колена указательным пальцем правой руки.

4. Извлекается с помощью открытых клапанов дуодецимы и Ля первой октавы.

5. Извлекается как До диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки.

6. Извлекается как До диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки.

Звук   Фа третьей октавы  берётся следующей аппликатурой:

1. Извлекается как Соль диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки.

2. Извлекается как Соль диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки.

3. Извлекается Ми бемоль второй октавы с одновременным нажатием мизинца левой руки на клапан До диез первой октавы (Соль диез второй октавы).

4. Извлекается как Соль второй октавы с открытием первого сверху бокового трельного клапана верхнего колена.

5. Извлекается как Ля второй октавы передувая на более высокий обертон.

6. Извлекается как Соль второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки и нажатием на нижний боковой трельный клапан указательным пальцем правой.

7. Извлекается как Соль второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки и нажатием на нижний трельный клапан указательным пальцем правой.

 Звук  Фа диез (Соль бемоль) третьей октавы берётся следующей аппликатурой:

1. Извлекается как Ля второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки.

2. Извлекается как Ля второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки.

3. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытым звуковым отверстием под безымянным пальцем левой руки.

4. Извлекается как Ми второй октавы с открытым звуковым отверстием под безымянным пальцем левой руки.

Звук Соль третьей октавы берётся такой аппликатурой:

1. Извлекается как Си второй октавы и открытым нижним боковым трельным клапаном указательным пальцем правой руки.     

2. Извлекается как Фа второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами левой руки.

3. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами левой руки и безымянным пальцем правой.

4. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным и безымянным пальцами левой руки и безымянным пальцем правой.

5. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и безымянным пальцем правой.

6. Извлекается как До второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки.

7. Извлекается как Ля второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки и нажатием на нижний боковой трельный клапан верхнего колена указательным пальцем правой руки.

8. Извлекается как Соль диез второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным и средним пальцами левой руки.

9. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами левой руки и средним и безымянным пальцами правой.

Звук Соль диез (Ля бемоль) третьей октавы берётся следующей аппликатурой:

1. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и средним и безымянным пальцами правой руки, а также с открытием клапана До диез первой октавы (Соль диез второй октавы) мизинцем левой руки.

2. Извлекается как До диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки.

3. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и указательным и безымянным пальцами правой.

4. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и указательным и безымянным пальцами правой.

5. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и указательным и средним пальцами правой.

Звук Ля третьей октавы берётся такой аппликатурой:

1. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и указательным, средним и безымянным пальцами правой.

2. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и указательным, средним и безымянным пальцами правой.

3. Извлекается как Соль второй октавы с открытым звуковым отверстием под указательным пальцем левой руки и передувая на более высокий обертон.

4. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним пальцем левой руки и указательным, средним и безымянным пальцами правой.

5. Извлекается с помощью открытия клапана Ми бемоль второй октавы и закрывая одно звуковое отверстие безымянным пальцем левой руки.

6. Извлекается как Ре второй октавы с открытием звуковых отверстий под указательным и средним пальцами правой руки и большим пальцем левой.

Звук Ля диез (Си бемоль) третьей октавы берётся следующей аппликатурой:

1. Извлекается как До второй октавы с открытием звуковых отверстий под большим и указательным пальцами левой руки.

2. Извлекается как Си первой октавы с открытием звуковых отверстий под большим и указательным пальцами левой руки и одновременным открытием клапана Ля первой октавы.

3. Извлекается как Ре второй октавы с открытием звуковых отверстий под большим пальцем левой руки и указательным и средним пальцами правой с одновременным открытием мизинцем левой руки клапана Соль диез второй октавы (До диез первой октавы).

4. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и клапаном Соль диез второй октавы (До диез первой октавы).

5. Извлекается как Соль диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под большим пальцем левой руки.

6. Извлекается как Соль  второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под большим и указательным пальцами левой руки и двумя нижними боковыми трельными клапанами указательным пальцем правой руки.

Звук Си третьей октавы берётся следующей аппликатурой:

1. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под безымянным пальцем левой руки и безымянным пальцем правой.

2. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами правой руки.

3. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами правой руки с одновременным открытием клапана До диез первой октавы (Соль диез второй октавы) мизинцем левой руки.

4. Извлекается как Ми второй октавы с открытым звуковым отверстием под безымянным пальцем левой руки с одновременным нажатием на клапан Соль диез (Ля бемоль) первой октавы указательным пальцем.

5. Извлекается как Ми  второй октавы с открытым звуковым отверстием под безымянным пальцем левой руки.

Звук До четвёртой октавы берётся такой аппликатурой:

1. Извлекается как Фа диез второй октавы с открытым звуковым отверстием под средним пальцем левой руки.

2. Извлекается как Фа второй октавы с открытым звуковым отверстием под средним пальцем левой руки и открытием трельного клапана Фа диез второй октавы безымянным пальцем правой руки.

3. Извлекается как До диез второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами левой руки и указательным и безымянным пальцами правой руки с одновременным нажатием на трельный клапан Ми бемоль первой октавы (Си бемоль второй октавы) безымянным пальцем левой руки.

4. Извлекается как До диез второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами левой руки и указательным и безымянным пальцами правой с одновременным открыванием нижнего трельного клапана верхнего колена указательным пальцем правой руки.

5. Извлекается как  До диез второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним и безымянным пальцами левой руки и средним и безымянным пальцами правой с открытым клапаном До диез первой октавы (Соль диез второй октавы) мизинцем левой руки.

6. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под безымянным пальцем левой руки и безымянным пальцем правой.

Звук До диез (Ре бемоль)  четвёртой октавы берётся следующей аппликатурой:

1. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытым звуковым отверстием под средним пальцем левой руки.

2. Извлекается как Ми бемоль второй октавы с открытым звуковым отверстием под безымянным пальцем левой руки.

3. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним пальцем левой руки и указательным пальцем правой.

4. Извлекается как До второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под средним пальцем левой руки и указательным и средним пальцами правой руки.

5. Извлекается как До диез второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательными пальцами обеих рук.

 Звук Ре четвёртой октавы играется следующей аппликатурой:

1. Извлекается как  До диез  второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и безымянным пальцем правой.

2. Извлекается как До  второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным и безымянным пальцами левой руки и безымянным пальцем правой.

3. Извлекается как До  второй октавы с открытыми звуковыми отверстиями под указательным пальцем левой руки и безымянным пальцем правой.



Источник:
Категория: Методические статьи | Добавил: tagmuscol (08.03.2010) | Автор: Гержев В.Н. E W
Просмотров: 11971 | Комментарии: 0 | Теги: | Рейтинг: /
Всего комментариев: 0
Новости ТМК
[22.04.2024][Разговоры о важном]
«Труд крут»
[22.04.2024][Студентам]
Всемирный день Земли
[20.04.2024][Концерты]
ВСТРЕЧА В «ОТКРЫТОЙ СТУДИИ»
[16.04.2024][Конкурсы]
Победа в XIV Научно-практической конференции.
[15.04.2024][Разговоры о важном]
«215 лет со дня рождения Н.В. Гоголя»
[12.04.2024][Студентам]
День космонавтики
[11.04.2024][Концерты]
Концерт студентов специальности «Инструменты народного оркестра»
[10.04.2024][Конкурсы]
Конкурс в Зимовниках
[09.04.2024][Студентам]
Стипендия Губернатора Ростовской области №2
[09.04.2024][Студентам]
Стипендиат Губернатора Ростовской области
[08.04.2024][Разговоры о важном]
«Я вижу Землю! Это так красиво»
[07.04.2024][Студентам]
Всемирный день здоровья
[06.04.2024][К сведению]
Родительское собрание
[06.04.2024][Студентам]
«Самое ценное - жизнь!»
[05.04.2024][Концерты]
НАШ МАЛЕНЬКИЙ ЮБИЛЕЙ
[02.04.2024][Конкурсы]
"Российская студенческая весна - 2024"
[01.04.2024][Разговоры о важном]
«Россия – здоровая держава»
[31.03.2024][Студентам]
"Антитеррористическая защищенность"
[30.03.2024][Конкурсы]
Победы на XXIV международном конкурсе молодых исполнителей им. Анатолия Кусякова
[28.03.2024][Конкурсы]
Городская олимпиада по английскому языку
Вернуться на главную страницу сайта ТМК

ГБПОУ РО "Таганрогский музыкальный колледж"© 1960 - 2024