![]() |
Данный курс Методики обучения на духовых инструментах предназначен для студентов ПЦК «Оркестровые духовые инструменты» музыкальных училищ, колледжей и училищ искусств, а так же для начинающих преподавателей ДМШ и ДШИ. Методика обучения игре на духовых инструментах составлена на основе методических трудов ведущих специалистов России и личного опыта автора. Приобрести можно здесь |
![]() | Вокально-хоровая культура средневековья. Тема 1.Введение. С падением в 476 году Западной Римской империи и образованием на её территории ряда «варварских» королевств наступает новый период в истории человечества. Условно его называют средними веками. Это период утверждения, расцвета и разложения феодализма. Восточная (Византийская) империя, отделившаяся от Западной в 395 году, охватила восточную половину Средиземноморья, включая Балканы, Египет, Малую Азию. В её составе сохранились такие культурные центры, как Афины в Греции, Александрия в Египте.К ним присоединились новые крупные города и прежде всего Константинополь, основанный императором Константином на месте Византии - греческой колонии на берегах пролива Босфор. Ещё в 330 году сюда была перенесена из Рима столица всей ещё не разделенной тогда Римской империи. Константинополь (Царьград, как его в старину называли русские) сохранил значение столицы и в Византийском государстве. Пережив несколько периодов упадка и подъема, Византийское государство постепенно сократилось в своих границах и в середине XV века перестало существовать. Турки захватили Константинополь и сделали его столицей Османской империи. На все западные "варварские" королевства распространяла свою духовную власть католическая церковь с папским престолом в Риме. В Византии утвердилась православная церковь с четырьмя патриархами в разных центрах империи.Внутри каждой церкви возникали то одни,то другие оппозиционные течения,выражавшие в религиозной оболочке брожение и социальный протест.Эти течения объявлялись ересью и подвергались жестокому гонению. Церковь подчинила своему влиянию все области духовной жизни,культуру, образование, мораль.По отношению к музыке среди проповедников не было единства. Одни, как Иоанн Златоуст, видели в ней подражание пению ангелов на небесах, другие считали её прельщением дьявола. О назначении церковного пения ясно и откровенно писал один из отцов христианской церкви, Василий Кесарийский, или Великий (IV век):"Дух святый знал, что трудно вести род человеческий к добродетели и что по склонности к удовольствию мы не радим о правом пути. Итак, что же делает? К учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то. что есть полезного в слове". У ранних христиан в пении участвовала вся община, а со времени Лаодикейского собора (364) петь в церкви было разрешено только певцам-профессионалам. Тогда же и начали складываться церковно-певческие школы в некоторых крупных монастырях. Вероятно, уже в этих первых своеобразных центрах церковной образованности (V-VII век) сложились местные традиции церковного пения. В дальнейшем католическая церковь настойчиво
стремилась привести принципы и формы своего искусства к регламентированному
единству, установив своего рода свод канонизированных напевов - так называемый
антифонарий, приписываемый папе Григорию I. |