Курс
лекций по зарубежной хоровой литературе
Раздел 1 Вокально-хоровая культура средневековья. Тема 1.Введение. С падением в 476 году Западной Римской империи и образованием на её территории ряда «варварских» королевств наступает новый период в истории человечества. Условно его называют средними веками. Это период утверждения, расцвета и разложения феодализма. Восточная (Византийская) империя, отделившаяся от Западной в 395 году, охватила восточную половину Средиземноморья, включая Балканы, Египет, Малую Азию. В её составе сохранились такие культурные центры, как Афины в Греции, Александрия в Египте.К ним присоединились новые крупные города и прежде всего Константинополь, основанный императором Константином на месте Византии - греческой колонии на берегах пролива Босфор. Ещё в 330 году сюда была перенесена из Рима столица всей ещё не разделенной тогда Римской империи. Константинополь (Царьград, как его в старину называли русские) сохранил значение столицы и в Византийском государстве. Пережив несколько периодов упадка и подъема, Византийское государство постепенно сократилось в своих границах и в середине XV века перестало существовать. Турки захватили Константинополь и сделали его столицей Османской империи. На все западные "варварские" королевства распространяла свою духовную власть католическая церковь с папским престолом в Риме. В Византии утвердилась православная церковь с четырьмя патриархами в разных центрах империи.Внутри каждой церкви возникали то одни,то другие оппозиционные течения,выражавшие в религиозной оболочке брожение и социальный протест.Эти течения объявлялись ересью и подвергались жестокому гонению. Церковь подчинила своему влиянию все области духовной жизни,культуру, образование, мораль.По отношению к музыке среди проповедников не было единства. Одни, как Иоанн Златоуст, видели в ней подражание пению ангелов на небесах, другие считали её прельщением дьявола. О назначении церковного пения ясно и откровенно писал один из отцов христианской церкви, Василий Кесарийский, или Великий (IV век):"Дух святый знал, что трудно вести род человеческий к добродетели и что по склонности к удовольствию мы не радим о правом пути. Итак, что же делает? К учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то. что есть полезного в слове". У ранних христиан в пении участвовала вся община, а со времени Лаодикейского собора (364) петь в церкви было разрешено только певцам-профессионалам. Тогда же и начали складываться церковно-певческие школы в некоторых крупных монастырях. Вероятно, уже в этих первых своеобразных центрах церковной образованности (V-VII век) сложились местные традиции церковного пения. В дальнейшем католическая церковь настойчиво стремилась привести принципы и формы своего искусства к регламентированному единству, установив своего рода свод канонизированных напевов - так называемый антифонарий, приписываемый папе Григорию I. Тема 2. Григорианский хорал. Основные виды культового пения. Григорий I был деятельным политиком с большой инициативой, происходил из богатейшей семьи римских патрициев, получил хорошее богословское образование, основал ряд монастырей, пробыл в Византии несколько лет, выполняя функции папского нунция. Заботясь об укреплении власти римской церкви, о её престиже и влиянии, он стремился использовать с этой целью также "объединительную роль церковного искусства. Григорианский хорал и был призван служить именно такой цели. Язык григорианских песнопений был латинским. И в дальнейшем, когда латынь становилась "мертвым" языком, когда уже и в Риме говорили и писали по- итальянски, вплоть до нашего времени латынь остается словесной основой католического богослужения. Так как ещё не было точной нотации, мы имеем лишь приблизительное представление о григорианском хорале в его первоначальном облике. В целом свод григорианских напевов очень велик. После составления антифонария в VII веке он ещё многократно пополнялся новыми текстами и мелодиями. В итоге круг григорианских песнопений включает все их образцы для служб церковного календаря. Неизменными частями католической мессы (христианского богослужения), которые складывались в течение многих столетий (II-IV век) и образовали так называемый Ординариум, стали Kyrie, Gloria, Credо, Sanctus (Benedictus), Agnus Dei. Было бы ошибочно полагать, что распространение григорианского хорала повсеместно проходило просто и безболезненно. Ведь хорал насаждался католической церковью на огромных территориях с самым различным народонаселением, которому совсем нелегко было его усваивать: чужой язык, непривычные мелодии, сложный распорядок богослужений, необходимость запоминать тексты и напевы с чужого голоса издалека прибывших певцов - все это осложняло процесс "григорианизации". Возникали ранние антигригорианские тенденции - в ответ на жесткие требования католического духовенства. Эта своеобразная оппозиция исходила из монастырских церковно-певческих кругов и стала ощутимой уже в IX веке. Монастырский устойчивый уклад, сохранивший некоторые стороны античной образованности,сделал монастыри очагами средневековой культуры. Из монастырской среды появились и музыкальные деятели:монахи Ноткер Заика (Бальбулус) и Тотилон - ранние представители антигригорианских течений. Имя Ноткера Заики известно более всего благодаря созданию им секвенций как особого вида духовных песнопений. Секвенция в понимании того времени никак не совпадает с нашим обычным понимания этого термина.Когда в церкви пели аллилуию, то для выражения ликования пользовались юбиляциями, то есть колоратурным распеванием каждого слога, особенно последнего. Эти вокализы были довольно сложны и требовали от певцов усилий для запоминания. Ноткер, по всей видимости, начал с того, что подставлял новый текст к наиболее широким распевам "Аллилуйя". Присутствие таких текстов превращало мелодию в силлабическое (от греческого – силлабикос – слоговой) сочетание её же с новыми словами - по звуку на слог. Подтекстовка получила название секвенций. Секвенциям близки и так называемые тропы - вставки в текст богослужения, разросшиеся из особых ладовых формул, ранее добавлявшихся в конце или середине некоторых песнопений. Создание тропов, связывается с именем Тотилона. Разрастаясь , тропы включали в себя новый текст духовного содержания и мелодические добавления в напев хорала.Они украшали напев сольным музыкальным узором. Так постепенно зарождалась литургическая драма. Светская музыка решительно осуждалась как языческая и богопротивная. Но в недрах феодального строя,даже при таком главенстве церкви,действовали не только силы разрушения, застоя,но и факторы поступательного развития музыкального искусства (песни,гимны).Средневековые города становились очагами светского музыцирования.На пирах часто хоры распевали величальные песни,нередко антифонно(этот прием заимствован с Востока). Нередко при дворе исполнялась и духовная музыка. Основные виды культового пения - тропари (с X века - стихиры) - музыкально-поэтические импровизации на библейские сюжеты. Гимны - хвалебные песни (их разновидность - кондакты). Все эти жанры получили свое развитие в Византии.Новый этап византийского гимнотворчества связан с именами Андрея Критского и Иоанна Дамаскина.Андрей Критский - создатель нового гимнического жанра - канона (не в современном понятии).Это была сложная гимническая композиция,состоявшая. как и кондакт,из нескольких частей.Одним из лучших гимнистов был Иоанн Дамаскин.Он создал свод гимнов - "Октоих», состоявший из 8 ладов-гласов К IX-X векам относится раннее многоголосие: органум (параллельное движение квартами и квинтами), гимель (параллельное движение в терцию), фобурдон (параллельное движение секстаккордами). Возникли и промежуточные формы на сочетании разных структур. Новые формы повлияли на появление новой системы обозначений: сначала невмы (от греческого «намёк») - знаки в виде палочек,черточек,крюков, во второй четверти XI века появляется нотация на линейках - Гвидо из Ареццо (Гвидо Аретинский)-итальянский музыкант, теоретик-провел 4 линии и разместил невмы на них и между ними, установив таким образом не относительную, а точную высоту звука).С XII века появляется мензуральная система (единая мера-menzura), точно фиксировавшая ритмическое достоинство каждого звука). ТЕРМИНЫ по жанрам культовой музыки: хорал - от позднелатинского: хоровое пение(cantus choralis),род религиозных песнопений на латинском языке в католической церкви (Григорианский) или на родном языке ( например, Протестанский в Германии); месса - от позднелатинского missа:католическая литургия (обедня),многоголосное циклическое хоровое произведение,развившееся из песнопений григорианского хорала; мотет - от французского mot (слово): жанр вокальной многоголосной музыки (первоначально, во Франции XII-XIV века) мотет соединял в одновременном звучании несколько ( от 2-3, иногда 4) голосов самостоятельных мелодий с различным текстом; обычно в мотете сочетались церковные песнопения на латинском языке и любовные или шуточные песни на разговорном французском; секвенция (средневековая) - от латинского следование (sequentia), церковные песнопения,возникшие в IX веке из юбиляций, распевавшихся при слове "аллилуия" в григорианском хорале; юбиляция - от латинского ликование (jubilation): в культовом пении орнаментальные импровизации религиозно-восторженного характера, распевавшиеся при исполнении григорианского хорала на последнем слоге слова "аллилуия".Для облегчения запоминания юбиляций, исполнявшихся без слов, монах Ноткер присоединил текст, проставленный под каждую ноту (отсюда возникла секвенция). В юбиляции нашли отражение народные элементы, проникавшие в григорианский хорал вопреки католическим догмам. ТЕРМИНЫ по жанрам светской музыки: баллада - от латинского танцую (ballo): ведет своё происхождение от плясовых песен с хором, и переодичность и повторность в её структуре связаны с чередованием пения соло и хора, культивировалась трубадурами ( во Франции странствующий поэт-певец,мог быть сеньором. рыцарем); позднее у западно-европейских народов представляла из себя песню повествовательного, сюжетного склада. альба - от французского (утренняя заря, рассвет): песня рисует расставание влюбленных утром, после тайного свидания;музыкально-поэтический жанр трубадуров (поэт-певец) и труверов (поэт-музыкант); пастурель - от французского (пастушка): средневековая провансальская и французская песня,имеющая танцевальный характер; сирвента - от французского (мужская): означала нелирическую песню, исполняемую от лица рыцаря, воина, мужественного трубадура; она могла быть сатирической, обличительной, направленной на целое сословие, на определенных современников или события (самостоятельного облика сирвента не приобрела). лауда - от итальянского (хвалю): лирический гимн духовно-назидательного характера на популярную мелодию,лауда могла быть одноголосной и многоголосной (получила распространиние в Италии в XIII-XIV веке), распевалась в быту, на собраниях и т.д. | |
Категория: Учебные пособия | Добавил: tagmuscol (15.03.2013) | | |
Просмотров: 4317 |